Бабушка Наталья

Те, кто интересуется рыбалкой и охотой в Якутии, скорее всего,  знают героиню видеофильма «Фестиваль ряпушки в Жиганске», легендарную бабушку-рыбачку Наталью Ивановну Охлопкову.

 

На днях она гостила у своих детей в Якутске,  и мне посчастливилось погостить у неё. Наталья Ивановна, несмотря на преклонный возраст, так же приветлива, гостеприимна, подвижна и бодра. Быстро накрыла,  чем бог послал на стол, налила мне густой чай с молоком и разложила передо мною фотографии.


 

- Наталья Ивановна, расскажите, пожалуйста, про эту фотографию, где вы в национальных костюмах стоите на льду Лены. Как я вижу, вы даете интервью телевидению?

 

Здесь мы, ветераны тыла и труда Жиганска,  80-летняя  Евдокия Кононова, Федора Иванова и я, самая младшая, 75-летняя Наталья Охлопкова, даем интервью журналисту местного телевидения, моей внучке Анне Петровой. Мы – это трое старушек-рыбачек. Наш лозунг: «Старость нас дома не застанет». Все мы – дети войны. Прошли через голод и холод, могли умереть голодной смертью, но нас спасла наша благословенная матушка – Лена. В благодарность матушке-Лене, мы каждый год собираемся и проводим праздник первого подледного улова. Вначале нас было больше десяти человек, но с каждым годом наши ряды редеют.

Постепенно эти сборы превратились в традицию. Лена-матушка – наша кормилица. В тяжелые военные годы она спасла многих от мора.  Меня, еле живую, опухшую от голода, определили в рыбацкую артель на прокорм. Несмотря на возраст, я, девятилетняя сирота, работала наравне со взрослыми и осталась жива благодаря ряпушке. – смахивает морщинистым, с рубцами шрамов от ниток для вязки сетей пальцем выкатившуюся на щеку  от горьких воспоминаний слезинку Наталья Ивановна – Наш традиционный праздник  поклонения реке – дань всем, кто в голодные, холодные годы войны работал в рыбацких артелях, это благодарность матушке Лене за то, что она спасла многих от голодной смерти, это поклон чурапчинцам – переселенцам, это – гимн кондевке-ряпушке. Сейчас молодое поколение начало забывать многие традиции рыбалки и охоты. Поэтому мы своим примером стараемся привить своим детям и внукам все то лучшее, что передавалось из века в век.  По перволедью мы идем ставить сети.

Первым делом угощаем матушку Лену: по ходу солнца на лед кладем девять оладушек с маслом, на середину ставим стакан чая с молоком. По поверью человека за день поджидают девять препятствий. И чтобы благополучно пройти эти препятствия, ублажаем их духов. Тогда день удастся и будет удачливым.

 

- Нелегкое это дело – зимняя подледная рыбалка. Кто же прорубает лунки и ставит сети?

  

Как самая молодая, лунки прорубаю я. А сети ставим втроем, и проверяем втроем. Река нынче встала 29 октября, и в этот день мы втроем поставили сети. На этот раз Байанай был благосклонен нам, попались несколько щук и десяток налимов. Нагрузили на нарты несколько рыб, остальную добычу сложили в кучу около проруби. Обычно первую добычу раздаем нашим подругам,тем, кто уже не может позволить себе сходить на реку. Устраиваем для них маленький праздник. Видели бы вы, как они радуются! Прямо как дети малые…

ulovryapushki

 

На следующий день пошли за остальной рыбой и обнаружили, что к нам наведывалась  гостья. Я сходила домой, принесла и насторожила капкан. Думала, песец к нам повадился воровать рыбу. А попалась рыжая плутовка!

 

- А как нужно обращаться к духам рек и озер?

 

Когда выбирают место для нового стойбища или палатки, нельзя говорить вслух «мы здесь обоснуемся, мы здесь будем жить», потому что духи местности могут рассердиться, подумав, что мы приехали навечно властвовать над ними. Если такое почувствуешь, следует срочно уехать из этого места. Поэтому всегда надо говорить, что «Мы люди проезжие, скоро тронемся в путь» и принести жертвоприношение духу озера или местности:

Дух голубого водоема

Дедушка Эрилик господин

Великая бабушка река,

Встречайте, благословляя!

Настал тот день когда

Пришли  просить об удаче

Мы, дети твои!

Мы обращаемся к реке с такими словами: Матушка наша, кормилица! Отвори свои русла и дай мне ступить на твой благословенный  берег. Если даже я отправлюсь на небеса обетованные, мои дети и внуки будут приходить на твой берег и приносить тебе в дар вкусные оладьи и чай с молоком, будут тебе поклоняться и делиться с тобой радостью и горечью, будут испрашивать у тебя совета. И тогда я буду рада, что недаром прожила короткую, полную радостей и горестей жизнь и моё поклонение тебе продолжат мои потомки.

Дай бог, вам, Наталья Ивановна и вашим старшим подругам, здоровья, удачи во всем! Пусть ваши дети и внуки продолжат вашу традицию, и будут любить родную природу, беречь её как вы!

 

Степан Сивцев.

 

Байанай — Бай Байанай (Баай Барылаах Баай Байанай) («всем богатый богач Байанай») — в якутской мифологии — дух-хозяин леса, животных и птиц, покровитель охотников.

 

 Бай Байаная представляли как весёлого и шумного старика, обросшего седыми волосами. Он живёт в лесах и очень богат мехами. У него семь, девять или одиннадцать братьев и сестёр.

 

 Перед началом охоты Бай Байанаю обычно приносили жертву, а на месте промысла «кормили» его. Если охота долгое время была неудачной, считалось необходимым провести обряд призывания Бай Байаная с жертвоприношением. Жертвы ему приносили и в случае удачной охоты с большой добычей.

<div data-yashareLink="" data-yashareTitle="" data-yashareDescription="" data-yashareImage="" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter" data-yashareType="big"></div>

Комментарии

Добавить комментарий

Вы должны авторизоваться для комментирования.