Воспоминания туриста

ЧАСТЬ 2. Л О З Ь В А

В начале сентября 68-го года мы прибыли в Ивдель. Выяснилось, что отправиться дальше можно лишь завтра утром на попутной машине.

Устроились на постой к одной старушке. Удобства минимальные (спать на полу), а цены, как в Свердловской гостинице – полтора рубля в сутки. Обедали в столовой, на ужин зашли туда же. Оказалось, что вечером это ресторан «Кедр». Хотели вернуться, но официантка успокоила: «Проходите, мы привыкли к туристам».

Заняли два столика. За холодной закуской продолжался спор: куда пойти? Или в горы на реку Лозьва, или в болота на реку Пелым. Мнения разделились, что вылилось в горячий спор. На горячее принесли по большому куску жареной оленины, но ножей не дали. Пятеро пытались справиться вилками, а шестой, сунув руку за голенище, достал большой охотничий нож. Я в этот момент смотрел на официантку, глаза её сделались «квадратными» – она, видимо, решила, что сейчас начнётся поножовщина. А он спокойно, держа нож двумя пальчиками, стал резать мясо. Придя в себя, официантка сходила на кухню и, извинившись, подала нам ножи.

К обеду следующего дня прибыли в посёлок Вижай. Без труда взяли напрокат лодку, купили бензин и продукты. В лесничестве нам сказали, что получена телеграмма о пропаже восьми туристов из Куйбышева, которые проходили ещё летом. «Вы будете в тех же местах, возможно, что-то узнаете», – попросили нашего руководителя.

Сразу же выяснилось, что вшестером по малой воде плыть невозможно. Решили, что четверо налегке, с одними ружьями, пойдут по берегу, а двое поплывут на лодке. На плёсах плыть хорошо. Вода настолько прозрачная, что, кажется, дно совсем близко. Я сидел на моторе и, вначале, всё время боялся, что винт заденет за камни,  хотя глубина была не менее метра. Один раз видели, как огромный таймень гнался за рыбиной. Остановились, долго бросали спиннинг, но он блесной не прельстился.

Совсем другое дело было при прохождении перекатов, которые появлялись всё чаще и чаще. Мощности мотора не хватало, чтобы преодолеть течение. Приходилось подходить к берегу и вручную буксировать лодку. Скорость движения ничтожная, за день удавалось продвинуться едва ли на десять километров.

К исходу третьего дня добрались до озера Клесынское, которое находится примерно в полукилометре от реки. Вначале, за два перехода, перенесли груз, затем волоком перетащили лодку.

Озеро небольшое, около километра в диаметре. На берегу две избушки. Одна, на северном берегу, явно предназначалась для охоты на пролётных уток. Размером с четырёхместную палатку, она была такой высоты, что в ней можно было стоять только на коленях. В стене, в сторону озера, прорублена бойница. При северном ветре у берега было затишье, что привлекало уток. Пригоршни нетолстых сучьев, брошенных в печурку, было достаточно, чтобы в избушке становилось душно.

Вторая изба была большая, но без крыши, а только с потолком. Мы, было, расположились в ней, но когда начались дожди, пришлось вернуться в прежнюю избушку. Спали так: четверо в ней на боку, поворачиваясь по команде, а я и Анатолий в палатке. В нашем распоряжении были шесть спальных мешков и много свежего воздуха. Вечерами, когда четверо уже укладывались спать, мы долго сидели на берегу у костра с кружкой горячего чая.

Дичи на озере и в окружающих лесах оказалось мало. Не лучше было и с рыбалкой. Взятые в Вижае продукты, быстро закончились. Не очень далеко в северном направлении постоянно слышался звук работающего мотора. Решили сходить и, при возможности, приобрести продукты. Пошли вдвоём. Взяли денег и бутылку водки. На Лозьве обнаружили просторную избу в прекрасном состоянии. Огромная железная печь. На другом берегу реки сидели люди. На подвернувшемся плоту мы переправились к ним.

Их шесть человек, условно освобождённые. Живут в посёлке Ушма. Сейчас они укладывают в штабеля брёвна. У них сломался трактор. Скоро придёт автобус, который отвезёт их в посёлок и вернётся с ремонтниками. На нём мы сможем съездить к ним в магазин.

Решив пообедать, мы вскипятили чай. Увидев пачку, лесорубы попросили отдать её, мотивируя тем, что чай мы сможем купить в магазине. Я впервые увидел, как заваривают чифирь. В специально приспособленной для этого кружке, с длинной ручкой, вскипятили воду и высыпали туда всю пачку чая. Кружку несколько раз поднесли к костру, давая воде вскипеть. Содержимое слили в стеклянную банку, которую передавали друг дружке, отпивая поочерёдно по маленькому глоточку.

У меня в кармане была колода карт, которую мы взяли для игры на досуге, да так и не воспользовались. Увидев карты, они попросили их поиграть в подкидного дурака. К концу игры под действием чифиря они развеселились, да так, как будто крепко выпили. Я предложил забрать карты, но они отказались – азартные игры им запрещены. «Если найдут, отправят обратно в лагерь досиживать», – заметил один. Запрещено им также иметь транспортные средства и охотничьи ружья.

-Как же вы по лесу ходите и не боитесь? – спросил я.

– Было дело, – промолвил один. – Мы с приятелем за малиной ходили. Собираю и слышу, что рядом кто-то чавкает. Думал приятель, раздвинул куст, а оказалось небольшой медведь. У меня ноги и руки сразу ватными стали. Смотрим друг на друга. Понемногу я пришёл в себя, нащупал сзади дерево. Как на него забрался – не помню. А медведь стоит и на меня с любопытством смотрит. Я стал кричать, слышу, приятель отозвался. Подошёл и спрашивает:

– А чего это ты на дерево залез?

– Медведь! Вот здесь стоял.

– Какой медведь, это я. Слезай, давай.

Я спросил, знают ли они что-нибудь о туристах? Оказывается, знают. По их словам восемь человек, пять мальчиков и три девочки еще в июле вышли к ним. Были усталые и голодные. Сказали, что попали в болото, из которого с трудом выбрались. На автобусе их увезли в посёлок, где они сразу же в столовую пошли. Потом взяли проводника и ушли. Собирались перейти через Уральские горы и сплавиться на плоту по реке Вишера.

В магазине полно народу. На нас смотрят с удивлением (мы были с ружьями). Продавщица одна, обслуживает медленно. Бросилось в глаза, что чай продаётся без очереди и ни кто при этом не возмущается. Спиртное в посёлке не продаётся. Так как денег у нас было мало, я спросил, когда очередь дошла до нас: «Кто купит водку»? «Я куплю!» – быстро сказала продавщица и отпустила нам полный рюкзак продуктов, явно больше стоимости бутылки.

Автобус довёз нас до лесосеки. По пути подстрелили случайно выскочившего на дорогу зайца. Через пару часов мы были на озере.

Ночью выпал снег, правда, к обеду растаял. Погода портилась с каждым днём, дул пронизывающий северный ветер. Находиться целый день у костра стало «неуютно». Решили перебраться в избу, найденную нами на Лозьве. День выдался на редкость неудачным. С утра зарядил мелкий дождь и не переставал до ночи. Двигались прежним порядком, к избе приплыли только к обеду. Там были два геолога, которые добирались в заброшенный поселок, где находилась их партия, но, как и мы, оказались застигнутыми непогодой. Мы все вымокли до нитки. Одежду развесили под потолком, печь раскочегарили так, что из открытой двери валил, как из бани, пар.

Как будто в насмешку, на следующий день установилась прекрасная погода. Солнечно, тихо. Тайга засияла осенними красками: жёлтая листва берёз перемежалась с красными листьями осин. И куда мы спешили? Могли бы свободно просидеть ещё сутки на озере и не мокнуть. Однако нет худа без добра. Геологи научили нашего «главного рыбака» ловить на искусственную мушку хариуса, и он побаловал нас ароматной ухой.

Решили сходить в горы, подняться на вершину Чистопа, высотою1380 метров. Спросили у геологов о ней. Оказалось, в предгорьях ранее располагалась их база, там еще сохранилась изба. Рассказали они и о дороге.

– А вы сами были на Чистопе?

– Нет, не были. А что там делать? Интересного на горах ничего нет.

Я поинтересовался, слышали ли они о туристах, погибших в этих краях зимой 1959 года на перевале, известном теперь, как «Перевал Дятлова». Оказалось, не слышали. Оно и не мудрено. Прошло девять лет, они тогда ещё школьниками были. Геологи, в свою очередь, удивились, как хорошо мы экипированы: двуручная пила, большой топор, у всех ружья. Рассказали, что этим летом к ним на базу попутным вертолётом прилетели туристы-студенты, чтобы сплавиться по Лозьве на плоту. У них были  только  туристические топорики, пригодные, разве что, для рубки веток. Один посек топориком ногу, пришлось на тракторе прямо по дну реки вывозить его на вертолётную площадку и отправлять в Ивдель.

После ухода геологов, сходили на охоту, которая оказалась удачной – добыли четырнадцать рябчиков. На следующий день пошли в горы. Дорога оказалась вполне приличной, завалов не было. Обнаружили следы медведицы с медвежонком. Следы свежие, не залитые водой. Нужно быть начеку. До избы дошли к вечеру и заночевали.

В горы шли по руслу речки Тосемья, на берегу которой стояла изба геологов. Речка интересная: русло завалено камнями, под которыми течёт вода. Такие речки называются Пропадающие. Пытались ориентироваться по компасу, ничего не вышло – стрелка крутилась, как сумасшедшая. Магнитная аномалия. Шли, рассредоточившись, охотясь по пути на рябчиков.

В  какой-то  момент  обнаружили,  что  нет  Анатолия. Несколько раз окликнули, ответа нет. Сразу вспомнились следы медведицы. Разомкнувшись цепью, пошли назад. А он спокойно сидит на валёжине и манит рябчиков.

– Почему не откликаешься? Ты не один.

– А зачем? – высокомерно ответил он. – Вы сами по себе, а я сам по себе.

– Всё, Толя. Ты с нами больше не пойдешь, нам такая «самостоятельность» не нужна.

Появился снег, вначале в виде небольших пятен, которые увеличивались по мере подъёма. Потом снежный покров стал сплошным. Лес поредел и напоминал фруктовый сад: изогнутые стволы берез и ольхи странно походили на яблони и груши.

Вышли к ручью, за ним белели горы. Дальше были только снег и камни. Оставив вещи, примерно через час взобрались на вершину. Пошёл мелкий снег, видимость упала метров до тридцати. Правы были геологи – ничего интересного на горах нет. Из пяти ружей дали салют, я отснял всё это на кино и фото. В пустую бутылку засунули записку, извещающую о том, что 15 сентября 1968 года на гору Чистоп поднялась группа туристов в составе шести человек из города Нижняя Тура. Бутылку запечатали и спрятали между камней. Интересно, кто её там найдёт?

Ночевали на берегу ручья. Ужинали рябчиками с остатками хлеба. Спали плохо. Было сыро и холодно, дров хватило только на маленький костерок. Ночью потеплело и началось буйное таяние снега. Утром мелкий ручеёк, из которого воду приходилось черпать кружкой, разлился так, что его пришлось переходить вброд. Пропадающая речка Тосемья превратилась в поток. Алексей, у которого не было болотных сапог, переправился через неё на моей спине.

В избу на Лозьве добрались только к вечеру. Все так устали, что не было сил готовить ужин. Ограничились сладким чаем с брусникой и завалились спать. Назавтра все ходят, «как варёные», пора в обратный путь. Вода в Лозьве поднялась почти на метр. То, на что ушло четыре дня, мы проплыли за два часа.

8 комментариев
  1. Rkarel 12 лет назад

    Джемиль, по-моему прекрасный рассказ. Читал и завидовал (по-белому разумеется). Такие путешествия остаются недосягаемой мечтой для многих современных охотников и рыбаков. Я уверен, что на Вашем месте хотел оказаться каждый из нас. Читать было действительно интересно. Текстом Вы передали мне немного из тех трудностей, которые испытывали, радости, которую ощущали, а фотографии, не смотря на то, что они не цветные, наглядно отобразили все краски тех мест. Приключения действительно удались: обилие дичи, медведи, таймени, да и в целом рыбалка, беглецы из тюрем, нечистые на руку туристы и многое другое – сделали Ваш поход действительно ценным с любых сторон. Очень хорошо, что Вы о нем написали.

  2. Автор
    Джемиль 12 лет назад

    Благодарю за отзыв. Если кто-то захочет пройти нашими маршрутами, могу поделиться информацией.

    • Rkarel 12 лет назад

      Здорово! Был бы очень рад этому, хотя пока что нет возможности отправиться в такое путешествие, на будущее так сказать.

  3. Виктор 12 лет назад

    Фантастическое путешествие. Хотел бы я повторить, но в реалиях современных уже навряд ли получится! Класс!  

  4. Тимур 12 лет назад

    Согласен. Прочитал все части на одном дыхании, очень понравилось. 5+

  5. Александр 12 лет назад

    Прочёл, очень интересно. Описываются благодатные времена для охоты-рыбалки, потом, молодость, романтика первооткрывателя, преодоление трудностей. Я застал эти времена- свободной и добычливой охоты.Самое интересное, в те времена мало кто переступал и юридические и, самое главное, человеческие законы. А законы не переступаются тогда, когда они правильные и не противоречат здравому смыслу.

  6. Дмитрий 12 лет назад

    Очень интересный дневник.
    Бываем с друзьями в тех же местах в наши дни. (Пелым, Лозьва)
    http://ribalovers.ru/forum/viewtopic.php?f=3&t=1482
    Очень интересно сравнить сегодняшнее состояние с состоянием 40-летней давности.
    На Пелыме людей мало – поселок на станции Пелым большой , зажиточный – там крупная газоперекачивающая станция и много народу (больше 1 тыс). а вот в Шантальской в 2010 жило только 12 человек – одна молодая семья с ребенком, да старики.В 2012 сократили дотации на транспорт и отменили дешовые вертолетные полеты в Еремино, Шантальскую и Пуксинку. Похоже кроме Пуксинки, где еще работает спец.колония остальные поселки скоро помрут.

  7. […] на берегах Северной Сосьвы я подробно описал в очерке «Воспоминание туриста». В дальнейшем, ссылаясь иногда на него, приведу лишь […]

Оставить комментарий

©2024 HUNFIS (ХУНФИС) - интернет журнал об охоте и рыбалке

Введите данные:

или    

Forgot your details?

Create Account