Карп – это достаточно крупная и сильная рыба, которая во время рыбалки может с легкостью сломать удилище. По этому удилище на карпа следует подбирать согласно всем необходимым требованиям, такими как дальность заброса, за счет пружинящих свойств удилища и вязкость на рыбу (отработку рывков рыбы), за счет амортизационных свойств. Итак давайте приступим. Какие обозначения рыболов видит на бланке карпового удилища, за исключение показателя длины, с которым и так все понятно.
Прежде всего, он видит обозначение теста удилища в фунтах (LB). Это вовсе не означает, что удилищем можно забрасывать оснастки, с весом, указанном в тесте. Это означает, что при такой нагрузке, верхняя часть бланка будет располагаться по отношению к комлевой части удилища под углом в 90 градусов. Но для того, чтобы определить с каким весом грузов, будет комфортнее всего работать, имеет смысл провести нехитрые математические вычисления.
При помощи этих вычислений можно найти диапазон весов оснасток, при которых удилище будет максимально использовать свои пружинящие свойства при забросе. Чаще всего именно в этом диапазоне будут находиться веса грузов, с которыми можно достигнуть максимального заброса. Все эти расчеты приблизительные, но, тем не менее, могут вполне отражать тенденцию, хотя и с некоторой погрешностью, в большую или меньшую сторону.
Итак, расчет. Например, наше удилище имеет тест 3 LB. К этой цифре прибавляется цифры:1 и 0.5. Таким образом, получаем две цифры: 4 и 3,5. Это мы имеем оптимальный диапазон весов грузов, но только не в фунтах, а в унциях. Таки образом, наиболее подходящий вес для заброса таки удилищем находится в пределе 3,5-4 унций. Можно унции, перевести в граммы, умножив каждую из цифр на 28,35. Получим вес в граммах, округленно 100 – 115 г. Но это вовсе не означает, что удилище будет работать именно в этом диапазоне грузов. Оно может работать и с весом оснасток и меньше и больше.
Следующий параметр, так называемый, тест по леске, который тоже стоит на бланке удилища. Именно леску с такими разрывными нагрузками, производитель рекомендует для использования на своих удилищах. Причем, этот показатель, можно рассматривать и, как мощность удилища. Т.е. чем больше показатель теста по леске, тем больше мощность удилища.
Вообще этот показатель теста по леске (показатель мощности), должен говорить рыболову о следующем. Даже, если полностью будет затянут фрикционный тормоз, но будет установлена, рекомендуемая по разрывной нагрузке леска, при максимальных нагрузках произойдет разрыв лески, а не поломка удилища.
Это, все что касается рабочих карповых удилищ, на которых идет сама ловля. Но в карповой рыбалке применяются еще и специальные удилища, на которые возложены, совершенно другие функции. К таким снастям относятся, так называемые сподовые удилища и маркерные удилища.
Сподовые удилища нужны для доставки прикормки в зону ловли. С ними используются, достаточно тяжелые, если с прикормкой, ракеты-кормушки или приспособления для закармливания, с названием «парашют». Естественно, что и тест, и мощность таких удилищ, несколько выше, чем аналогичные характеристики, рабочих снастей. Уже давно известно, что нагрузки, при забросе, в несколько раз превосходят, нагрузки при вываживании, даже самого крупного карпа.
Дело в том, что при вываживании, определенную часть силы карпа, гасит фрикционный тормоз катушки. А при забросе, мало того, что идет запредельная нагрузка на весь бланк, так еще и может присутствовать динамический удар, например, если использовать шок лидер. Удар возникает при прохождении соединительного узла, через верхнее кольцо удилища. И какой бы аккуратный не был узел, удар все равно есть. Поэтому в сподовых удилищах тест больше теста рабочих удилищ, на 30-50 %.
С маркерными удилищами дело обстоит несколько иначе. Одно из главных особенностей маркерных бланков их высочайшая чувствительность, при достаточно невысоком тесте. Часто, цена маркерных удилищ может быть выше цены удилищ рабочих. Это связано с тем, что используется самый высокомодульный карбон, для их производства. Т.е. производители делают бланк, максимально звонким, чтобы при протаскивании маркерного груза по дну, легче было определяться со структурой дна. Маркерные удилища сильно бояться боковых ударов, но при этом имеют хорошую жесткость.